Отчеты

Участники :

• Леха Личманов
  • Миха Дятлов

1день - 17июля: Мы вышли с верхних ночевок Мырды на восхождение Кирпич 4-Б (вдоль желобов) в 4-30 утра. Погода была отличная. В 13-00 мы были на 10-й веревке, сразу после контрольного тура, с Грузии уже тянулись облака. На вершине мы были в 17-50. Разминулись с другой командой из Винницы, которые были там в 17-10.

Спуск был запланирован по маршруту 3-Б, который в начале совпадает с маршрутом 3-А по западному гребню. На спуске очень скоро попали в облако и приняли решение встать на ночевку. Мы хотели пройти маршрут за один день, но предполагали, что можем не успеть, и взяли коврики, спасательные одеяла, горелку и еду. Ночью и весь следующий день дождь то прекращался, то шел снова.

2день - 18июля: В целом мы выспались нормально, но на утро погода не изменилась. Мы подождали еще час и начали спуск в тумане. Вершина Кирпича представляет собой большой купол, нам не удавалось найти гребень, поэтому мы возвращались на вершину не меньше четырех раз. На 13-часовой связи мы все еще не нашли спуск. Наконец примерно в 15-00 мы вышли на гребень. Как раз в это время ветер не надолго разогнал туман и мы увидели перевал. Было решено, что если мы найдем первые дюльферы, то будем спускаться по 3-Б, если нет, то по 3-А. Мы нашли первую и вторую петли, поэтому продолжили спуск по 3-Б. В тумане спуск проходил очень медленно и остальные петли мы не нашли, поэтому оставляли свои. В 19-00 мы были только на 3-й веревке от провала (места, где сходятся маршруты 3-А и 3-Б).
До 24-00 на связь выходили каждый час. Нам рекомендовали вставать на ночевку, но так как дождь шел уже сутки, была опасность попасть под камнепад. Мы приняли решение спускаться дальше, так как силы еще были, а темнота не сильно изменила ситуацию, так как и до этого спуск проходил в сильном тумане. Уже несколько веревок был виден ледник, казалось, что он близко, но понять сколько именно до него мы не могли.

3день - 19июля: Все произошло на предпоследней веревке. Мы повесили петлю, я спустился на всю веревку, начал спускаться Миха. Я услышал его крик и грохот камней, прижался к стене. Когда камни затихли, я стал звать Михона, но он не отвечал. Первые метров 35 на этой веревке были отвесные скалы, а дальше серия полок. По веревке я нашел Михона, он был метров на 5 выше меня и метров на 10 правее. Он еще дышал, но был без сознания. Лежал на правом боку на камне лицом вниз. Лицо видимо было разбито, возможно сломаны рука и нога, были подозрения на черепно-мозговую травму и перелом позвоночника. Целая петля осталась на веревке. Вероятно камень, на котором мы спускались, выпал. Я проверил, слышит ли кто-то меня по рации, укутал Михона двумя ковриками и остатками спасательного одеяла и решил спускаться вниз на ночевки, чтобы отправить кого-то вниз в лагерь, так как следующая связь была назначена только на 8-00. Все случилось примерно в 2-30, точнее сказать не могу, так как потерял часы. Я отвязал одну веревку. В этом месте я снова нашел старую спусковую петлю и спустился на ней на пол веревки.

Оказалось, что до снега осталось несколько метров. Я спустился по снегу еще на всю веревку и оставил ее, чтобы можно было найти место, где лежит Михон. Мы не брали с собой ледово-снежное снаряжение, так как спуск и подъем планировались скальные. В темноте я уткнулся в бергшрунд и долго его обходил. К ночевкам я вышел в 5-00. Вниз решили никого не отправлять, так как до лагеря 3 часа, а в 8-00 связь. К Михону вышли трое с палаткой, горелкой и теплыми вещами. Я показал место. Один остался отпаивать меня чаем на леднике, а двое подошли к Михону примерно в 8-00. Сообщили, что Михон еще жив, связались с лагерем и под руководством доктора в лагере попытались оказать первую помощь. Но при повторном осмотре уже не смогли найти пульс и дыхание. Сообщили, что Михон мертв. Вернулись на ночевки. Сам спуск осуществляли МЧСовцы, которые вышли из лагеря, транспортировку - альпинисты, которые были в районе. В лагерь мы спустились уже когда стало темнеть.

Последний Узункол от Дятла 2010/07. Все фоты

Никогда не забуду Михона.