ВелоКрым 2010

Лето в самом разгаре, а куда ехать решить не можем. У меня всё время крутится в голове мысль о том, что наша шенгенская виза продолжает действовать после Франции, но руки посмотреть паспорт так и не доходят. Рассматриваем морские страны : Турция, Италия, опять Хорватия, Болгария, наш Кавказ и Крым. После того как Юрка глянул в паспорт (шенген нам дали всего на 2 мес, а не на полгода как обещали) визовые страны сами собой отпали из рассматриваемых.

Турция - жаркая пустыня в августе, хоть и интересно, на Кавказ очень хочет Юрка, но там всего одна дорога вдоль моря и та - асфальтовая, в Крым хочу я, т.к. там можно придумать много разнообразных путей его объезда. На сайте РЖД билеты тают с каждым днём, решаем не изучая маршрута ехать с севера на юг, чтобы если и начнутся холода как в 2003-м, то чтоб дубак нас застал на ЮБК, где гораздо теплее. Берём билеты на 2-х до Керчи, рассказываю друзьям и тут Серёга неожиданно выказывает желание ехать с нами. Беру билет и ему. Обратные беру из Севастополя за 45 суток, через 20 минут после начала продажи и уже только в разных купе и один у туалета. Впоследствии, поглядывая на сайт, вижу что новые билеты в продаже так и не появляются. Не подумав, берём билеты по обычным паспортам, о чём потом жалеем - приходится брать русские паспорта с собой,  лучше уж рисковать заграничными.

Серёга год назад ездил по Крыму на машине. Хочет остановиться в Коктебеле. Мы с Юркой хотим побывать в Дружбе (Курпатах) около Ялты, вспомнить старый добрый 2000-й год, когда мы там отдыхали.

Юрка распечатыает карты, Серёга покупает километровку, я разрабатываю маршрут от Казантипа до Лисьей бухты. В Москве дым с жарой, грядущая поездка здорово греет душу :) Юрка едет, получает билеты и меняет 4000 гривен по курсу 3.9 на Киевской, это, оказалось, выгоднее, чем на Украине.

Помня прошлогоднюю поездку в Хорватию, шлемаки не берём кроме Серёги, он с нами тогда не ездил.

Итак, поехали ! :)

 

День 1. Казантип. 15 августа.

 Машин мало, поэтому без труда с Серёгой доезжаем от Ярославского до Белорусского вокзала, Юрка добирается через пол-Москвы прямо на велике. В поезде жарко, ходим остывать в купейные вагоны. Очень классная привокзальная площадь с Орлом в г. Орёл. Таможня тоже без проблем ( в отличие от обратного пути :) Раскладываем карту, решаем вылезать напротив Казантипа на ст. Семь Колодезей. У меня распечатано несколько отчётов из интернета, Юрке очень понравилось место у Зеленогорья, с тарзанкой на озере.

Приезжаем, скручиваем велики, закупаемся водой, Серёга одевает шлем, стартуем в Щёлкино.

 

Хотим ехать по правой дороге, через озёра, но как-то само собой сруливаем на левую, через Калиновку. Хотя едем по равнине, но скорость всего 12 км/ч - едем против ветра. Признаться я ожидал, что Серёга снимет шлем от жары через 20 минут после старта, но он продержится с ним аж всё путешествие. Молодец, мы с Юркой так не смогли в и. В Семёновке так маняще мелькает море, вытерпеть не можем - сворачиваем :)

 

 

Море мелкое, почти пресное.

Пока обсыхаем, подваливают 3 пьяных хачика, грозно говорят, что никому не дадут обижать нас, велосипедистов, типа их Библия разрешает им это делать, зачем-то заставляют нас записать их телефоны. Особо не боимся, т.к. нас тоже трое и угрозы звучат кому-то мифическому :)

Проезжая Щёлкино, останавливаемся у рынка, местные таксисты говорят что атомную станцию мы уже проскочили. Предостерегают: недавно байкеры хорошенько поколотили велопоходников. Из-за боязни этого мы выберем впоследствии очень людное место для ночёвки.

Покупая пива, в первый раз удивляюсь хохляцким ценам и долго охлаждаюсь в магазине с кондиционером.

Проезжая Мысовое, спрашиваем у мужика: "Как добраться на мыс Казантип и где можно поесть?", на что он отвечает, что мы уже на нём и есть и что он тоже намеревается пообедать. Едем по дороге минут 5, из кустов выскакивает этот же мужик, Юрка долго удивляется, насколько по тропинке ближе, чем по асфальту.

Ужинаем в классной кафешке. Выезжая, тут же понимаем, что дороги дальше нет. На самом мысу видны горы, Серёга с Юркой туда ехать не хотят, наш мужик ошибался, говоря что мы уже на самом Казантипе. Сворачиваем на западный берег, купаемся, решаем ночевать прямо на пляже.

Пока Серёга с Юркой ставят палатку покупаю пару бутылок вина.

Подходя к поставленной палатке, слышу удивлённый возглас Юрки: "Комар!" Через пару минут их уже целая туча. Такие же мелкие как московские, пищать практически не умеют. Открываю бутылку и бегу с ней в море.

Юрка прячется в палатке. Серёга рядом, иногда приходится нырять, кусают голову даже в воде. Удаётся выпить всего полбутылки, бежим бегом обратно, в палатку. Решаю, что в 9 часов спать как-то рановато, допиваю бутылку прямо в палатке, любюясь через сетку на луну и звёзды. Жарища, ветра нет, Серёга с Юркой тоже заснуть не могут.

Ночью, от жары, Юрка вылезает из палатки и пытается спать на улице, комаров уже меньше, но к утру опять заедают - возвращается.

По пляжу всю ночь ездят мотоциклы, гуляют влюблённые и пьяные компании, выспаться не удаётся никому.

Итого: проехали 26 км, средняя 12.

День 2. Азовское море. 16 августа

Просыпаюсь от ругани и мата, у Юрки спёрли сандалии. Этого мы и боялись, едя на Украину. Например в Хорватии купались по 3 часа, вдали от великов с деньгами и паспортами и никогда и ничего у нас не воровали. Придётся заезжать на рынок в Щёлкино, покупать новые тапки.

Завтракаем в той же кафешке, внимательно поглядывая в сторону великов (воры не дремлют раз покусились на сандалии :)

У магазина группа велосипедистов, проехали по Арабатке, говорят по 26 проколов на каждом колесе, злобные Крымские колючки делают своё дело. Покупаем по бутылке воды, выезжаем на пропущенную вчера АЭС.

Грандиозность сооружения видна издали, при подъезде к реактору висит знак "частная собственность, въезд запрещён",  работает кран, грузит трубы.

Тут же подходит сухощавый мужичок: "Ребята, здесь находиться запрещено." И тут же прибавляет: "Но за 50 гривен мы проводим экскурсию по реактору" :) Пока стоим, думаем, подходят четверо белорусов, сразу согласные на экскурсию. Пытаюсь торговаться "за опт", но бестолку.

Самопальная экскурсия очень классная, хотя почти всё уже разворовано, реактор диаметром метров 8, а все остальные сооружения призваны обслуживать его. Белорусские девочки ловко прыгают по развалинам.

Громадные полутёмные помещения, краны, водяные улитки и трубы. Сами турбины похоже должны были находиться в других помещениях. Станция должна была работать на опреснённой воде. Опреснители - тоже пара зданий. Всё очень поражает грандиозностью и напрасно истраченными деньгами. Станцию не запустили из-за развала Союза.

вот такой совсем небольшой реактор

Вот такой совсем небольшой реактор

 

система каналов охлаждения

Время к полудню - самое пекло, выезжаем на запад, хотим ехать по побережью к Арабатке. Сегодня ветра нет. Сворачиваем в Калиновке, машины сразу исчезают - кайф :) По карте впереди ближайшая деревня Каменское, чуем что воды до неё не хватит, останавливаемся у какого-то полузаброшенного коровника. Мужик наполняет бутылки из какой-то ржавой бочки, пить стрёмно, но виноваты сами.

Подъезжаем к морю, сразу сворачиваем к домикам.

Видно столовую, мальчик соглашается нам продать минералки, причём цены называет магазинные 4-5 гривен, на Чёрном море вода будет стоить в 2 раза дороже даже в магазинах. Это дом отдыха на Азовском море, народу мало, тишина, красота.

Пара километров и внизу оказывается красивейший пляж: карман из отвесных скал. Как подъехали к нему, сразу вспомнилась Португалия на океане. Место - просто супер!

Я с Серёгой не прочь остаться здесь на ночь, но всё же решаем ехать. Пробуем сплавать к пещере, но волны кидают так что боимся ободраться. Серёга сдирает кожу на ноге, решаем задержаться, выпив вчерашнюю бутылку винца. Народу мало, купаемся голышом. Место клёвое, но хорошему есть предел: взбираемся в горку и катим вдоль моря. Грунтовка отличная, кажется что долетим до Каменского за полчаса. Солнце уже низко, спешим найти ночлег засветло.

Только я подумал, что если прокол, то не успеем, Бац - и у Серёги спускает колесо. Юрка предлагает доехать на докачках, но спустило сразу и бесповоротно, пока переворачиваем велик, у Юрки тоже спускают колёса, причём сразу оба.

Сразу понятно, что ночевать придётся прямо здесь, изучаю свои покрышки, вытаскиваю 6 колючек, но без проколов, Юрка и Серёга находят штук по 10. Мои, тонкие, гибридные покрышки целые, а горные, широкие исколоты! Во дела!

Пока Юрка и Серёга меняют камеры иду искать места ночлега.

Вдоль моря идут 3 параллельные грунтовки, мы ехали по самой дальней из них. Как раз она самая укатанная, на остальных двух колючек ещё больше.

Берег - отвесные скалы, спать у моря невозможно. Пока раскладываемся, налетают ночные комары. Мы с Юркой решаем всё же покупаться, смыть укусы и освежиться, берём фонарики и долго бродим по побережью, пытаясь искупаться. На море небольшой шторм, вкупе с мокрыми скалами и темнотой довольно опасно. Вдаль, в море, спуститься так и не получается, сидим, освещенные фонариком, оставленным сверху, любуемся на лунную дорожку, держимся за камни руками и ногами чтоб не снесло в море волнами, комаров совсем нет - кайф :)

По дороге к палатке тоже ни одного комара. Всё же летают они как-то избирательно, зато у палатки опять вьётся туча при нехилом ветре. Опять жарко, палатку не продувает, всего одна стена открывается сеточкой. Буду покупать палатку, обязательно выберу продувающуюся :)

Все же жалею, что не ночуем на том скалистом пляже, похожим на Португалию, там и поужинать удалось бы, в той столовой.

Итого: 37 км, 13,9 средняя, ехали 2,39 часа.

День 3. Азовское море. 17 августа.

Уже под утро слышим единственную проезжающую машину, ей колючки не страшны. Людей ночью не было вообще - пустыня :) Просыпаюсь, Юрка с Серёгой уже клеют колёса. Видим велосипедистов, едущих в обратном направлении, прямо напротив нашей палатки у них приключаются сразу 3 прокола, заодно делятся опытом.

Мужик лет 45 много рассказывает о дорогах Крыма, в основном о далёких от побережья, это нам неинтересно. Вздыхает о советских велоклубах типа ДОСААФ, говорит что всё потеряно, держатся на энтузиазме, но видно что какие-то подвижки в сторону улучшения намечаются. Парнишки пересохшими губами просят попить, делимся. Спрашиваем: "Вы же 5 км назад проезжали деревню, что воды не купили?" В ответ слышим фразу, крайне удивившую нас: "Мы только из родников пьём". Толи принцип, толи деньги экономят, хотя газировка Оболонь (кстати суперская) стоит всего 16 руб за 2 л на наши деньги.

Серёга решает заменить тормозные колодки, меняем. Обращаю его внимание, что и на втором колесе они сточены в ноль, а запасных больше нет. Передняя переключалка на его велике не дотягивает цепь до 3 скорости. Сколько не регулируем - ничего путного. А ещё Dior :) Моя Altus устроено точь-в-точь как у него. Ну, 3-я скорость даже на горных великах штука бестолковая, хрен с ней. Пока суть да дело уже первый час. Выезжаем, останавливаемся каждые 300 метров, проверяем колючки. Проезжаем каменоломни, этот мужик говорил, что из их камней построена крепость у Арабатской стрелки, что есть входы под землю и там может обвалиться, но мы таких входов не находим.

Каменоломни у Каменского

До Каменского больше не колемся. Деревенька небольшая, но рынок и кафе прямо у пляжа. Голодные запрыгиваем в кафе. План с утра был ехать до Чёрного моря, но кафе такое суперское, пляж тоже хороший. Всё решилось однозначно, когда увидели оба спущенных колеса Юрки.

Целый день купаемся, едим арбуз, Юрка клеит свои камеры, находит аж 6 дырок.

Пляж Каменского

Не хочется опять рано ложиться из-за комаров, расспрашиваем всех, говорят, что их нет. Идём в пустынное кафе, комаров действительно нет, но и народу никого. Ставим палатку на берегу, я подумываю спать без палатки, всё же один комар находится, залезаю в палатку. Тишина, спится прелестно. Утром предстоит переезд на Чёрное море.

Итого: 5 км, 9,8 средняя.

День 4. Феодосия. 18 августа.

С утра с Юркой решаемся побриться в морской воде - получается очень даже неплохо, мыло, вопреки ожиданиям, мылится отлично, да и Серёгино зеркальце с руля оказывается очень кстати :) Всё-таки вода Азовского моря практически пресная.

Утро на Азовском море

Покупаем фруктиков на рынке, кидаем с Серёгой монетки в море, выезжаем не завтракая. Асфальт, дороги пока равнинные, машин мало, едется легко. Юрка хвастается, что он отдыхает не напрягаясь, ни о чём не думая: ни монетки в море не бросает, ни фоткает, ни видео не снимает :)

Гнездо, свитое прямо на столбе.

Такая "природа" на севере Крыма :)

Проезжаем Семисотку, переезжаем ж/д, по которой приехали в Крым. Нам в Батальное направо, на трассу Е97, на восток. Трасса хотя и имеет такое громкое название, но машин немного, не так как будет на Черноморских побережьях.

По плану у нас всего 3 км по трассе, дальше поворот к морю, но, хотим переехать Феодосию, поэтому решаем срезать по трассе. Пока одеваю майку от солнца и мажусь кремом, Юрка с Серёгой уезжают далеко вперёд. Километров через 10 велик начинает как-то странно вилять, не сразу понимаю что это прокол. Вокруг пустыня, менять камеру на солнцепёке совершенно не хочется. Довожу велик до забора со звездой на воротах, хоть немного, но тенёк. Насос и камера у меня есть, а вот ключей с монтажками нету. Вот к чему приводят гонки, а если б у меня не оказалось насоса? Пишу СМСку Юрке, где я. Посматриваю на ворота, ожидаю что вылезет автоматчик и попросит удалиться от забора, а больше от солнца спрятаться негде. Покрышку спокойно удаётся разбортовать и без монтажек, даже не ожидал, в ней злополучная колючка, значит они есть даже на трассе. Это первый и единственный мой прокол, с Юркиным количеством не сравнить:) Через пару километров нагоняю своих, они стукнулись друг об дружку, завалились на обочину, на удивление без последствий, после этого прочитали мою СМСку. Как только приближаемся к морю, к т.н. Золотым пляжам, по обочинам появляется куча машин, народу, а что хорошего в этих "Золотых" пляжах совершенно непонятно. Купаться не хочется, хочется есть, поэтому крутим прямо до Феодосии без купания и остановок.

Много Ющенко исправил надписей на хохляцкий, но не все :)

Сразу на поиски веломагазина, Крымские колючки сделали своё дело, хотим закупиться камерами и Серёгины тормоза стёрты до нуля. Находим Вело-Мото, все запчасти в 2 раза дешевле, чем в Москве: камера 80р, тормозные колодки 40р, велокомпьютер 10 функций 240р. В очередной раз удивляюсь Украинским ценам: ладно свои товары дешёвые, но китайское-то отчего настолько дешевле, чем у нас!? :) Мне 700-й камеры не находится, еду на рынок, там тоже нет.

Приезжаем на набережную, я тут был в 1983-м, Юрка - лет 12 назад, оба не узнаём ничего из того что видим: 2 ряда всяких сувенирно-развлекательных ларьков и толпы народа. Контраст с Азовским морем офигенный. Заходим в самую шикарную кафешку, я там оставляю 150 грн., это самое большее что мне удалось истратить на кафе.

В Феодосийской кафешке

Вспоминаю прошлогоднюю Хорватию, там 600 руб. - это самое минимальное что можно было потратить, всё-таки Европа намного дороже Крыма, поэтому и велосипедистов там меньше, одни старики.. Тем не менее, в Хорватии нам понравилось намного больше:)

Ну что ж, доехали и подкрепились - надо купаться, переходим железную дорогу, которая вдоль всего моря, суём голову на пляж и офигеваем: на пляж не только не проехать с великом, а и просто пройти тяжело, народ лежит штабелями. Просто мы отвыкли от такого на Азовском море :)

Безрезультатно объезжаем все близлежащие пляжи, кое-как втискиваем велики на один из них и купаемся полчасика, больше в такой обстановке не хочется. Да-а, Феодосия, на первый взгляд, производит негативное впечатление. Музей Айвазовского тоже пропускаем мимо.

Искупавшись и покатавшись по набережной, обсуждаем куда ехать на ночёвку. Заночевать в Феодосии явно не получится. Золотые пляжи - это спать рядом с дорогой, да и возвращаться назад неохота. Ехать вперёд - это мыс Ильи с военной частью на нём, там везде обрывистые берега. Перспектива ночевать не у моря тоже малоприятна. Ехать до Коктебеля - мы уже не успеваем. Получается так, что все варианты малоприятны. И тут Юрке приходит в голову гениальная мысль - снять жильё на ночь.

Первая же попавшаяся тётка предлагает нам комнату в частном секторе по 100 грн/чел. Не торгуясь, радостно соглашаемся. Комнатка оказывается то что нужно: виноградная беседка со столиком, душ тоже есть. Тут же вставляю на зарядку в/камеру, КПК и мобилу, когда ещё будет доступ к розетке :) Серёга радостно бежит за семечками и пивом, я клею камеру. Вспоминаю, что забыл плавки с шортами в переодевалке на пляже, приходится налегке ехать на море. Плавки висят, шорт нет. С этими шортами в будущем произойдёт крайне удивительная история, после которой я начал верить в чудеса. Раз уж я на море, купаюсь ещё раз, народу вечером гораздо меньше. Вечером идём ужинать и погулять по набережной. Вернувшись, спрашиваем про комаров, говорят есть не комары, а какие-то мошки. В комнате жарища, закрывать дверь нельзя. Тут же начинают пищать самые стандартные комары, получается даже более солёный воздух Чёрного моря им не помеха. В палатке было лучше. От жары бегаю в душ, досадую что нет фумитокса. Промучился всю ночь, а Юрка с Серёгой как ни странно высыпаются.

Итого: проехали 53км, средняя 13,9; 3,47 в пути.

День 5. Коктебель. 19 августа.

Ещё раз убеждаюсь что шорт нет, надо ехать на рынок. Пока добираюсь до него вижу два названия одной и той же улицы - Русская и Свердлова, если спросить все ругаются на власти, меняющие названия улиц, помнят только старое название - Свердлова. Рынок в Феодосии почти размером с бывший Черкизовский, продают всё. "Раз уж я на рынке, надо купить фруктиков" - решаю я. При вопросе о цене на персики старый хачик отрезает половину самого красивого и большого, даёт попробовать, цену не говорит, только расхваливает свои фрукты. Всё-таки продавать хачики умеют, надо отдать им должное :) У меня 50 гривенная бумажка, хитрый мужик сдачу не даёт, насыпает ещё нектаринов и винограда. Помня что дорога в Коктебель предстоит горная, везти их не хочется, нектарины возвращаю, еле-еле уговорив отдать сдачу деньгами :) В хорошем настроении покупаю шорты. Возвращаюсь, Юрка с Серёгой уже собраны, изучают карту.

По моему, заранее продуманному плану, ехать надо на мыс Ильи по грунтовкам, обрулив военную часть, ехать к белому шару, затем спускаться на дорогу у Орджоникидзе. Серёга с Юркой, имея горные велики, хотят ехать по асфальту, меняя планы. Юрку достали крымские колючки, Серёга кололся меньше, но он тоже за асфальт. Я в меньшинстве, приходится подчиниться.

По GPS находим ул. Челнокова, едем всё время по тротуару, по дороге страшно - машины. Закупаемся водой, я - сразу 4л, по карте предстоят горы по 250 м.

Поднявшись уже на 80 м, Серёга прокалывает колесо. Залезаю в рюкзак, оба-на! А насоса-то и нет. Хорошо, рядом с дорогой есть тенёк, снимаю рюкзак, возвращаюсь к домику налегке, разогнавшись в городе до 59 км/ч. Серёга с Юркой остаются ждать. Хозяева сидят за столом, дуют пивко, находим с ними насос. Интересуются про то, как отдохнули на Азовском море, говорят нам повезло, что не встретили там змей.

Возвращаюсь другой дорогой, чтобы не прыгать по бордюрам, нахожу супердорожку с садами на обочинах и совсем без машин, вот что значит ехать по GPS.

По дороге в гору много кустов с вкусной ежевикой.

 

Поднимаемся до вершины, высота чуть больше 200м и вниз, опять скорость под 60, Юрка на спуске пробивает колесо. Меняем камеру на остановке - какой-никакой, а всё же тенёк. Юрка крайне раздосадован: "Это что за горный велосипед, который неприспособлен для гор!?" Уверяет, что пробил просто на скорости на неровной дороге, оттого что не знал что надо привставать на неровностях. У Юрки самые широкие из нас троих покрышки с самым "злым" протектором, тем не менее это уже 8-й прокол.

Справа виднеется "белый шар", даже несколько, мы бы там и ехали если б Серёга с Юркой слушали меня. Сразу видно, что грунтовки там отличные - на высоте виден джип.

Военная часть. Т.н. "Белый шар"

Впереди ещё один подъём, уже покруче и повыше, почти 300 метровый. Тут я уже не выдеживаю и срываюсь на скорость 0-0 (пешком:)

И опять вниз, к "стране коньяков" :)

Красивый въезд в Коктебель :)

Народу намного меньше, чем в Феодосии. Сразу едем в гостиницу, в которой жил Серёга в прошлом году. Нас соглашаются поселить на 1 ночь по 133 грн/чел. С балконом, холодильником и кондиционером. Классно, но вида на море нет. С Юркой отправляемся купаться. Хотим доплыть до мыса, дело продвигается крайне медленно, хотя кажется вот он, тут. Так и не доплыв, возвращаемся назад. Чтоб срезать дорогу, возвращаемся напрямик к берегу. Тут уже совсем некурортная часть Коктебеля: лодки, яхты, причалы. Народ веселится - жарит шашлыки, пьёт и купается, хотя уже вечереет.

Заход солнца. Справа Карадаг.

Покупаем пиццу, бутылочку коньячка, а вечером идём в кафе "Всё забудь". Ложимся спать - опять писк комаров, будь они неладны. Закрываю все окна без сеток, поджигаю таблетку фумитокса. За окном гремят кафешки, приходиться закрыть окна, включив кондиционер.

Итого: 35 км, в гору 500 м.

День 6. Коктебель. 20 августа.

Весь день проводим в Коктебеле. С утра обкладывает небо свинцовыми тучами и начинается ливень как из ведра. Уныло сидим на балконе, кажется что это надолго. Но проходит какой-то час и от ненастья не остаётся и следа - это вам не московские затяжные дожди. Мы с Серёгой советуем Юрке полетать на кукурузнике, сделав на нём горку. В 2003-м мы уже летали на таком, несколько секунд невесомости и полёт вниз носом оставили на меня неизгладимое впечатление. У экскурсоводов такого не находим, покупаем стандартную обзорную Карадага на вечер и идём купаться. Т.к. мы решаем плыть на нудистские пляжи, то выходим из гостиницы босиком и в плавках по мраморному полу. Вахтерша косится, но молчит. Берег разлинован буйками - каждой гостинице свой кусок, но мы плывём гораздо дальше буйков. Времени до экскурсии маловато, поэтому до могилы Волошиной доплыть не успеваем, а нудистские пляжи оказываются просто палаточным городком с десятком голышей. Времени совсем в обрез, решаем, что идти берегом быстрее, чем вплавь. И тут натыкаемся на ... настоящий нудистский пляж:) Оказывается, он совсем не на окраине Коктебеля. Далее по набережной двигаем в наш отель, беру камеру, бутылочку винца и на кораблик - смотреть Карадаг.

В пещеру нас не завозят, видимо корабль слишком велик. Проезжаем сквозь Золотые ворота.

Золотые ворота

Бутылочка винца как-то быстро заканчивается. Прыгаем прямо с бортов катера, от него всё время относит течение.

Завтра ехать в Судак, идём ужинать. Уговариваю всех ехать в Лисью бухту и ночевать там, но т.к. ехать туда очень близко, терять день им не хочется, меня никто не слушает. Серёга с Юркой никак не могут определится выпить или не выпить, выбираем трезвый образ жизни - смотрим новый мультик "Незнайка на Луне" в столовой и ложимся спать пораньше. На этот раз кондиционер не включаем - хорошо и так.

Итого: 0 км, отдыхали.

День 7. Судак. 21 августа.

Просыпаемся очень рано, чтобы не ехать по жаре. Серёга с Юркой предлагают внести изменения в наше двухразовое питание, есть не утром и вечером, а в обед и вечером, мне остаётся только подчиниться. Покупаю шаурму, крутить педали голодным не хочется. Пока ждём Серёгу Юрка тоже съедает шаурму.

По планам едем по дороге-автомагистрали, как писали в интернете, других (грунтовых) вариантов просто нет.

Церковь в Щебетовке

По красной трассе 2 подъёма, машин не так много как ожидалось. Сначала в гору почти до 300 метров, потом небольшой спуск и второй подъём - больше 310 метров.

В Хорватии на дорогах все подъёмы помечены в процентах, в Крыму такого нет, подъём приходится прикидывать по скорости.

Юрка шпарит первым и всё время ворчит чтоб ехали быстрее, будто это что-то поменяет и в этот день мы рванём дальше Судака.

Навстречу попадает много велопоходников, все здороваются, подняв руку. На перекрёстке к Солнечной Долине и Меганому нам налево, на более разгруженный, жёлтенький асфальт. Серёга решает всё же уточнить у водил как ехать к Судаку, ответ на этот вопрос был очевиден: "Ребят, вы не туда сворачиваете, там дальше ехать и дорога хуже". Но нам именно это и надо - поменьше асфальта и машин. Серёга уговаривает изменить планы на автомагистраль. Ну уж дудки, я уже готов отделиться, мы и так почти не ездим по грунтовкам, а уж горным великам вообще грех ездить по асфальту. Да и от Феодосии мы уже пропускали грунтовки в пользу асфальта, испугавшись мифических колючек :) Нехотя поворачивают за мной. Навстречу парочка: мальчик с девочкой, остановились поболтать. То что нам рассказали сильно изменило наши дальнейшие планы, а, теперь думаю, не надо было слушать "знатоков" :) Вначале у нас был план доехать до Морского, сесть на пароход до Ялты и, по нижним, приморским дорогам, ехать до Севастополя. Эти же, новоиспечённые всезнайки, рассказали, что то что мы едем сейчас - это ерунда по-сравнению с тем, что нам предстоит на Южном Берегу Крыма. Там, по их словам, нагретые солнцем горы, дышащие жаром, жуткий трафик из машин и дорога пролегает на половинной высоте от Ай-Петри, т.е. 500 метров. Соответственно, "купаться вы не сможете, так как для этого вам придётся проехать 500 метров вниз, а, затем, 500 метров вверх". Причём девочка так натурально переживает за нас, что мы ей верим. Впоследствии, я измерил все высоты этих горных дорог - они в точности такие же как и везде - 100-200, максимум 300 метров. А в основном дорога идёт на высоте 150 метров, а уж такую высоту, ради купания, можно и преодолеть :) Это не 850-метровые хорватские перевалы. Про Ай-Петри тоже нагнали, что с палаткой там уже ночевать не пускают. Расстроенные, двинули дальше, потихонечку переваривая услышанное...

Вот этот "гонщик", изменивший нам планы:)

Как и писали в интернете, дорога к мысу Алчак идёт всё время вниз. Летим, красота, машин на порядок меньше, чем на трассе, я рад, что свернули. У Юрки стало что-то происходить с животом, видимо утренняя шаурма была с секретом, но у меня ничего не болит, странно.

У дороги виноградники, обвешанные вкусными, созревшими гроздями, останавливаемся с Юркой перекусить.

Уже отъезжая, видим охранника, шагающего навстречу. Издали кричит: "А что в сумках?" Мы отвечаем, что винограда там нет, что съели всего по гроздочке. Недоверчиво качает головой, но приходится верить, не пойман - не вор :)

Вдали виднеется пустынный мыс Меганом, на который у меня были планы ехать с ночёвкой, но, в очередной раз, проезжаем мимо, решаем побыстрее посмотреть расписание пароходов в Судаке. Спешка - не есть гуд, в конце путешествия буду крепко жалеть об этом. Смотрю на мыс, округлый и пустынный, ветряных мельниц с дороги не видно, наш парень говорил, что у моря очень живописно. Почти у самого Судака хороший автокемпинг, замечаем что можно в него вернуться на ночёвку. У причала паркуем велики у байкер-паба, по прогнозу прямо сейчас должен подойти наш корабль, идущий в Морское. Внутри стоят огромные мотоциклы, причём у некоторых даже есть задние передачи, видимо настолько тяжёлые. Пока ждём, на машине подъезжает владелец кабака, хочет припарковаться, мешают наши велики, он великодушно предлагает перегнать велики на большую территорию, к мотоциклам. Серёга высказывается, что таксисты в Щёлкино явно загибали про нелюбовь байкеров к велосипедам :)

Подходит наш корабль, говорят, что он сломался и вечером, скорее всего никуда не поплывёт. На наш вопрос про завтрашний рейс в Ялту отвечают, что "к тому времени, за ночь, обязательно починятся" и его уж точно не отменят. По Хорватии мы уже знаем эти сказки про штормы и поломки, просто не набирают пассажиров и отменяют рейс.

Пока ищем столовку, проходим мимо парка, где в 2003-м нас били хохляцкие менты. За 7 лет тут здорово всё поменялось, теперь он не такой пустынный, настроили несколько гостинниц. Покупаться в Судаке такая же проблема как и в Феодосии, идём к Генуэзской крепости и там купаемся в больших камнях. Изучаем карты и интернетовские маршруты, скоро тарзанка, на которую мы так хотели в поезде.

Юркин энтузиазм заезжать во всякие места (checkpoint'ы), падает с каждым днём, Серёга вообще не рад когда сворачиваем куда-то с автомагистрали. Для него это первый велопоход, видимо ещё не понимает, что чем дальше от трассы - тем интереснее места, в идеале нужно ездить только по грунтовкам и тропинкам, избегая асфальта.

Юрка предлагает сплавать в Новый Свет. Доплыть нам, конечно же, не удаётся, но за мысом видим классные места для ночёвки. Уже темнеет, а проехать к этим местам не получится по берегу из-за скал, объезжать с фонариками с набором 70 метров не очень хочется, поэтому принимаем решение ночевать прямо под Генуэзской крепостью. "Место-то историческое!" - эамечает Юрка :) Перед приездом все нам советовали посетить Новый Свет, но т.к. он в тупике, то в очередной раз пропускаем достопримечательность, хотя в интернете писали, что от Нового Света до Морского можно пробраться по берегу, правда велики придётся тащить по горам волоком.

Заезжаем на причал, рейс в Морское всё же отменяют. Причём никаких ремонтных работ на корабле не видно, готовятся к ночёвке.

Грустно, распиваем с Юркой маленькую бутылочку коньяка, ставим палатку и засыпаем под грохот ближайшего кафе и лазерное шоу на стенах крепости.

 Я не выдерживаю и решаю сходить, узнать, долго ли продлится этот грохот. Оказывается отмечают свадьбу, народу мало, 2 человека дёргаются на танцполе. Музыка грохочет до 4 утра :) Мне удаётся выспаться, Серёга с Юркой засыпают только под утро. Ночевать в историческом месте не всегда приятно:)

Итого: проехали 46 км.

День 8. Морское. 22 августа.

Встаём рано, опять куда-то спешим. Хотим выехать не купаясь и опять голодными. Я решаю всё же быстренько купнуться - освежиться. В Судаке плутаем, чуть не уехав в Новый Свет. Дорога сразу в гору, преодолеваем 2 перевала - 250 и 330 метров. 330 метров - это самая высокая точка, на которой мы побывали. Была договорённость завтракать в Весёлом, но кафе на дороге не попадается,  терпим до Морского.

Вид с дороги в Морское

Морское - довольно прикольное место, с широкой полосой пляжа, народу немного. По крайней мере гораздо приятнее, чем Судак или Феодосия. Хорошенько накупавшись и закупившись водой, продолжаем путешествие. У моря виднеется средневековая башня Чобан-Куле. Вот поворот в горы, к тарзанке. Энтузиазм туда ехать только у меня, моря там нет. Водила из джипа рассказывает, что озеро малюсенькое и ничего хорошего там нет. Рядом с перекрёстком домик, прямо в огороде стоит палатка, удивляемся, для чего это так. Выходит мужик, рассказывает, что люди у него так ночуют, потому что на море поставить палатку негде - слишком много народу. Между дорогой и морем полоса виноградников. Я удивлён, ставить палатку в 300 метрах от моря, в 10 метрах от автомагистрали, да ещё и деньги платить за это!? Кто на такое пойдёт? А Серёга купился. Хочет не только забить запланированную тарзанку, а ещё и остановиться именно здесь. Слава богу хоть Юрка выбирает нейтральную позицию, иначе б ночевать нам у выхлопных труб вместо горных красот. В прошлом году, в Хорватии, у нас не было постоянных разногласий, но там нас было двое. А народ в интернете ездит по 10-20 человек, как они о чём-то договариваются, не понимаю!?

Мужик подтверждает, что на Ай-Петри с палаткой не встать и что там, куда едем, тоже с палаткой оштрафуют. Хотя непонятно за что?! Видимо цену своему огородику набивает :) Ещё у нас план оттуда, из Зеленогорья, сразу спуститься в Рыбачье, срезав серпантин вдоль моря. Мужик и эти планы режет на корню: "Там, ребята, виноградники охраняются, дорога со шлагбаумом, вас точно не пустят. Даже если и проедете въездной шлагбаум, на выездном вас поимеют основательно". Всё что он нам наговорил - оказалось чистым враньём, толи цену набивал, толи, действительно, не знает что творится рядом с его домом.

С горем пополам сворачиваем, дорога асфальтовая, машин мало, но она очень узкая. Если едет автобус, иногда приходится спешиваться на обочине, чтоб не задел. Всё время в гору, Юрка ворчит, что зажарит меня, если тарзанка окажется фуфлом, даже если б она им и оказалась, крутить педали по автомагистрали ещё малоприятнее. Поднимаемся на 250 метров, затем немного вниз на скорости 60, затем опять вверх. Вот деревня, на остановке сидит тётка, продаёт кизиловое вино. А мы с Юркой помним, что вдали от моря люди не бодяжат и продают классные вина. Решаем, что вино в любой момент купить успеем. Едем на тарзанку. Озеро оказывается не таким уж маленьким, расположено как чашка в горах. Тарзанка представляет собой проволоку, натянутую между берегами, по ней разгоняешься на подвесной тележке, зацепившись за перекладину. Чем дальше проедешь - тем ниже высота. Стоит 10 гривен, высота как и писали в интернете, порядка 10 метров. Прыгают даже женщины, визжа и барахтаясь.

урочище Панагия

Мы с Юркой прыгаем по 2 раза - восторг, но отбиваем переднее место, причём оба, Серёга прыгать боится. Как ни странно вода в озере ледяная, в интернете же писали, что должна быть теплее, чем в море. Спрашиваю про ночёвку у тарзанщиков, говорят ночевать можно, но бывает лесники штрафуют за костры. Нам костёр совсем не нужен, на душе становится веселее: Ура! Ночевать можно!:) "В таком сказочном месте не грех и выпить вечерком" - решаем мы с Юркой, вокруг идёт торговля вином и чачей. Купаясь в озере промёрзаем капитально. Экскурсию по водопадам решаем отложить на раннее утро, благо они открываются в 7. Идём искать место для ночёвки, вот подходящая полянка, не видная от озера, где ходят лесники.

Пока ищем спиртное, приходится всё дегустировать, Юрка пробует всё подряд и ему начинает казаться что это натуральные вина, я же вижу, что у всех, как на подбор, натуральнейшая бодяга. Очень неприятно, люди с честными глазами рассказывают как делают эти вина, хотя на вкус спиртяга с юпи. Напоследок берём чачу, хотя на вкус тоже гавно.

Темнеет. Кафе быстро закрываются, ассортимента блюд уже нет. Пьём чачу прямо в кафе, Юрка предлагает сбегать ещё за одной. Кое-как отговариваем его и с заплетающимися ногами идём на облюбованное место. На улице - хоть глаз выколи и тишина. Оба-на! А наше место оказывается уже занято. Стоят 2 палатки, горит костёр. В темноте новое место уже не найти, прошу разрешения расположиться рядом. Нехотя соглашаются. Серёга с Юркой сразу уходят спать, я остаюсь у костра с бутылочкой минералки. Наши невольные соседи оказываются Латвийцами, путешествующими на машине. Очень удивляются нашим силам ездить по горам, говорят им и на машине-то тяжеловато :) Рассматривают как дети велосипеды, багажники и рюкзаки :) Рассказываю им про своего брата, работающего на закрывающейся Игналинской Атомной станции в прибалтике, тоже горько качают головами, евросоюз и америкосы сильно подкручивают прибалтам гайки. Из кустов доносится храп Юрки, ложусь подальше. Спим без палатки. Яркие звёзды, луна, горы, воздух и тишина - спится хорошо. Это первая холодная ночь, Юрка мёрзнет, в своём 500-граммовом спальнике.

Итого: 38 км, средняя 10,9

День 9. Рыбачье. 23 августа.

Юрка с утра просыпается чуть живой :) Говорит что даст в морду тётке, продавшей нам такой чачи. Но я-то тоже её пил. Идём с ним купаться, ему становится немного легче.

И тут происходит случай, заставивший меня крепче поверить в чудеса: открыв рюкзак, на самом верху, я обнаруживаю, пропавшие 4 дня назад, шорты. Удивительно! В Феодосии я перерыл всё, когда искал их, 4 дня ездил, каждый день перетряхивая весь рюкзак - шорт не было и тут такой сюрприз, причём лежит на самом верху!

Идём смотреть водопады. Оставляем велики на входе, там с ними пропадёшь. Воды сейчас мало, поэтому водопады нас не впечатляют, да и экскурсия в пожаробезопасное время намного длиннее.

Пока бродим, вижу 2 родника, решаю попить из них и набрать воды в дорогу, о чём вскоре очень сильно мне придётся пожалеть.

На Юрку жалко смотреть, видимо меня спасло то, что я попил минералки после чачи. Он даже отказывается купаться. В некоторых местах вода скапливается в бассейнах, причём в них она намного холоднее втекающей и вытекающей из них воды, очень странно! В один из таких бассейнов с 6 метровой высоты прыгает мужик. Я тут же подумал повторить. Мужик выныривает, рассказывая, что если сигануть не зная, не попадая в метровый квадрат, то обломаешь ноги, глубина только там.

Идём обедать, заодно спрашиваем у мужика про грунтовку в Рыбачье, которая здорово бы облегчила нам дорогу. Рассказывает, что когда у него был мотоцикл, он часто ездил по ней, объезжая шлагбаум. Включаю GPS, находим нужный поворот, действительно стоит шлагбаум, а рядом никого. Ура! :)

 Все 10 километров этой грунтовки ни разу не приходится крутануть педали, всё время под гору. Вокруг растёт виноград, есть который мы уже не рискуем. Разок нас всё же тормознул охранник, спросив, что в рюкзаках, но поверил на слово, что виноград мы не воруем :)

Вот эта классная грунтовка :)

Спускаемся в Приветное, перекусываем мороженым, дальше опять вниз, к морю и трассе. А вот по трассе опять начинаются серпантины, Юрка не в здравии - первый раз начинает отставать.

 Видим внизу Рыбачье и огромную пробку на трассе. Нам, на великах, она не страшна, оказалось несколько большегрузных машин никак не могут разъехаться. Юрка просит, не перекусывая, найти место и положить его спать, а потом делать что хотим. Но сначала надо узнать расписание кораблей. Судя по расписанию, корабль до Ялты выходит рано утром, нам это как нельзя кстати. Попадается парнишка, оказалось тоже велопоходник, позже ещё он нам встретится. На пляже целый палаточный городок. Серёга хочет раскладывать палатку прямо у музыкальной кафешки, я предлагаю проехаться подальше посмотреть, вспоминая Судакскую ночь. Ставимся в самом конце, вдали от кафешек, тут же подбегает парнишка с просьбой переставиться в другое место, мы ему мешаем смотреть лунную дорожку на море. Становится понятно, почему довольно обширная территория перед его палаткой пустует, мы не первые кого он попросил :) Хочешь видеть море - располагайся у моря, я так считаю.

Пока связываем велики и ставим палатку подходит наш новый знакомый с другом. Они тоже едут с севера Крыма, жутко экономят деньги, хотя и из подмосковья. Если нас удивляет дешевизна всего Крымского, то они офигевают от обратного. Интересно, это с Москвой они сравнивают? :)

Юрка сразу заваливается спать, мы с Серёгой идём поужинать и попить пивка. Рыбачье - довольно дурацкое место, хоть народу и не так много как в городах, но и нагромождено всё как-то, кто во что горазд. Постоянные пробки эти тоже из-за бардака на улице.

Купаюсь при звёздах и ложусь без палатки, комаров нет, небо звёздное. Всё-таки я отравился и, думаю, что не в кафе, а утром, на родниках. Ночью живот начинает колбасить, часто просыпаюсь :) Во всём плохом есть что-то хорошее: зато увидел НЛО :) Лежу, смотрю на красивое звёздное небо, вижу яркий спутник, быстро летящий по небосклону, проходит несколько минут и..Бац!.."Спутник" меняет направление движения на почти противоположное. Опять ползёт несколько минут и опять резко меняет направление... Потом теряю его из виду. Вот такое вот НЛО :)

Это первая ночь, в которую замерзаю даже в своём зимнем спальнике. Толи от того что волны были большие и большая полоса пляжа испаряла воду, охлаждая воздух, толи оттого что мне нездоровилось и я часто вылезал из спальника. Юрка мёрзнет и подавно, даже в палатке.

Итого: 33 км, 10,9 средняя, в пути 3,28, 2 перевала 310+270 м

День 10. Алушта. 24 августа.

Встаём рано, спешим на корабль, наши друзья-велосипедисты тоже зачем-то вскакивают ни свет ни заря.

Опять бреюсь в морской воде, отмечаю, что мыло и в более солёной, черноморской воде мылится отлично.

От отравления наступает упадок сил. "Ничего" - думаю - "5 часов солнца, отдыха и морского воздуха на палубе живо сделают из меня человека". Вот мы на пристани. И чего!? В точности та же ситуация как и в Судаке! В расписании рейс есть, а корабля нет и в помине! Поплавали, блин :) Зачем было писать такое аккуратное расписание!? Уже второй корабль отменяют, причём в самую последнюю минуту! Успокаивает только то, что и в благополучной европе бардак с водным транспортом абсолютно такой же.

Что же делать? Ответ напрашивается сам-собой: крутить педали дальше :)

Вчера нездоровилось Юрке, сегодня мне. Медленно плетусь в горку. Как назло, они становятся круче чем были до этого. На моей скорости 1-1 приходится крутить с каденсом 30. Матерю разработчиков моего велика, скоростных передач наделано много лишних, а медленных же совсем не хватает. Юрка с Серёгой, на своих горных великах, спокойненько крутят на 1-1,1-2, мне же приходится идти пешком, чтоб не ломать колени.

Сильно расстраивает тот факт, что фактически, наше путешествие подходит к своему завершению. Юрка с Серёгой, наперекор мне, решают что оставшиеся 4 ( ! ) дня надо провести у места отъезда, то бишь в Балаклаве. Я не могу понять, зачем так много? Ведь в любой момент можно уехать в Севастополь на автобусе, автобус идёт максимум 2 часа. Зачем вообще ехать в эту Алушту, если известно, что она - копия Феодосии с её толпами народа? Не лучше ли посетить ещё несколько чекпоинтов, ведь у нас ещё целых 4 дня!?

На вопрос о том для чего мы крутим в Алушту, Серёга резонно замечает, что оттуда дешевле уехать будет. Да, согласен, дешевле, судя по Крымским ценам, наверное аж на целых 5 гривен :)

Все эти грустные мысли, вкупе с моим отравлением тормозят движение в горку. Проезжая поворот на Генеральское, вижу табличку "водопады Джур-Джур", по интернетовским летописям это очередной чекпоинт. Понимая, что это последняя возможность остановить караван, взываю: "Ребят, давайте вместо 4 дней у Севастополя, посетим хотя бы последний чекпоинт!" Никто меня не слушает, напирая на то, что водопады, скорее всего, пересохшие и упрямо крутят педали мимо :(

Даже пересохшие водопады были бы райским местом по сравнению с тем, что нас ждало в Балаклаве. "Выезжая компанией, большей чем из 2 человек, нужно обговаривать маршрут заранее" - рассуждаю я, преодолевая очередной перевал - "в Хорватии мы ездили вдвоём и там таких разногласий почти не возникало".

В Солнечногорском узнаю, что в Севастополь ходит аж 2 автобуса в день, но надо докрутить до большого города чтоб ночевать именно в нём. Единственное, что греет мне душу, это то, что в гостинице легче будет лечиться, неизвестно во что выльется моё отравление.

В Алуште решаю, что может всё-таки, из неё плавают корабли дальше Ялты, на корабле всё же плыть приятнее, чем ехать в автобусе. Да и велики разбирать не надо. Серёга с Юркой и слушать не хотят, хотят только автобус. Плюю - и еду искать пристань один. На несчастье, чуда не происходит, корабли плавают максимум до Ялты. На мой вопрос кассирше:"Как часто корабли отменяют?" Получаю удивлённый ответ: "Никогда корабли не отменяют". Ха-ха-ха, если б это было так :)

На автовокзале покупаем 3 билета на завтра, на самый большой автобус, который был, чтоб оказался с багажником. Кассирша так толком ответить и не может пустят нас в него с великами или нет.

Пока покупаем билеты, я прячась от солнцепёка в вокзале, слышу хриплый голос старикашки, предлагающего жильё. "Заночевать в большом городе в палатке ведь опять не получится" - рассуждаю я. Мужик предлагает сразу нормальную цену - 200 гривен за всех. Домик опять с виноградной беседкой, "ох@енным" туалетом и душем (как их назвал нам мужичок), сконструировал он их сам. Мужик, чувствуется очень доволен, похоже цена в 66 грн/чел считается очень высокой для Алушты. "На радостях, мужик к вечеру напьётся" - говорю я Серёге и угадываю в точку :)

Выклянчиваю у Серёги пачку активированного угля и ложусь в постель. Юрка идёт в кафе, возвращается довольным. Вечером прогуливаемся по набережной, Юрка купается. Пляжи тут на редкость неприятные - в виде бетонных стен. Зато сама набережная не в пример шире всех других.

Заряжаю камеру,  КПК и GPS. Завтра буду изучать дорогу южного берега, про которую нам много все говорили, но по-которой ехать нам так уже и не придётся.

Мужик бухает всю ночь напролёт :) К утру вообще не держится на ногах, но и не засыпает, хрипло матерится, что-то прикольно рассказывая.

Итого: 36 км, 9,4 средняя.

День 11. Балаклава. 25 августа.

В 8.55 уже у нас автобус, встаём рано. Прикольный мужичок бежит за моим великом, показывая дорогу, хотя сам еле держится на ногах. На вокзале разбираем велики, покупаю в аптеке какого-то импортного активированного угля и линекса, аппетита нет совсем. Осторожно начинаем прикидывать, какой же автобус подадут? Влезут ли в него наши велики? Поспрашивав у водил, убеждаюсь что автобус должен быть с нижним багажником. Рядом с нами 30 пеших туристов с рюкзаками, едут в Судак, лазить по горам.

Далее перед нами был разыгран такой смешной спектакль, вспоминая о котором, до сих пор пробирает на улыбку :) Подъезжает наш автобус, выскакивает водила, узнаёт что 2 человека с велосипедами (3-го он пока не видит), напускает на лицо крайне озабоченное выражение и, размахивая руками, начинает кричать: "Ребята! С велосипедами в мой автобус нельзя! Идите, почитайте правила! Ну куда я здесь их засуну!? Посмотрите сами!" Бегает вокруг своего автобуса, машет руками, дергает ручки багажников, но,не открывая, бросается к следующим и всё время причитает. Сразу понятно, что он нас возьмёт, а спектакль разыгрывается для того чтоб набить себе цену. Автобус действительно небольшой, попутные из Судака были намного больше, но главный багажник, который у выхлопной трубы, показать нам скромно "забывает" :)

Затаскиваем велики прямо в салон, водила и здесь охает, что мы заняли 5 мест (хотя сидений всего 4), Серёга обещает 120 гривен ему, мужик удаляется. Пока едем до Ялты, решаем что 3 места у нас уже оплачены, неуплачено всего одно и какое-то мифическое "без сидения". "120 - жирно будет мужику, дадим 60" - рассуждаем мы, Юрка относит деньги, у мужика в один момент меняется настроение, хотя и даём в 2 раза меньше обещанного. Озабоченное лицо превращается в крайне довольное жизнью, начиная лучезарно улыбаться, освещая салон автобуса параллельно с солнцем, всю оставшуюся дорогу через салонное зеркало ;)

В Ялте подсаживается крепкий парень и, ничуть не переживая, что приходится сидеть в тесноте из-за великов, рассказывает нам о местах, которые проезжаем. Наш отель Дружба, в котором мы отдыхали в 2000-м и хотели заехать и сейчас, так и не можем рассмотреть из окна автобуса, проезжаем на 100 метров выше его. Мужик, оказывается ментом, но совсем не таким как у нас, рассказывает что вдоль моря идут 3 дороги, мы едем по самой верхней из них, которая идёт на высоте 100-250 метров. Едя на великах, мы бы выбирали, конечно же нижнюю дорогу. И где эта полукилометровая высота, которой нас все запугивали!? Обидно, уж со 100 метров можно и спуститься ради купания. Проезжая канатку на Ай-Петри, говорит, что очереди в это время, уже небольшие, что ночевать на плато спокойно разрешают. Если уходить далеко от подъёмника, могут и запретить, ему даже приходилось охранять лесников, которых били пьяные туристы. На вопрос про то, что изменилось с приходом Януковича, отвечает: "Много чего изменилось, например рапорта теперь можно писать на русском. Украинский плохо все знают, да и рапорт получается смешным :)" Рассказывает, что сверху ещё есть дорога, которая сейчас заброшена, по которой ходили танки во время войны. Говорит, что зря мы едем на автобусе, надо было заброситься на Ай-Петри, а оттуда на Бахчисарай всё время вниз, правда это всё вдали от моря. Показывает Горбачёвскую дачу и скалу высотой 50 метров, говорит, что только за последнюю неделю получилось 8 трупов - прыгали пьяные. Спрашиваю: "Они о берег ударялись или о воду?" Отвечает: "О воду. Видимо не ровно входили". Интересно, а сколько человек прыгнули, не разбившись :)

Южный берег очень красив, сразу кидается в глаза. Очень жалеем, что пропускаем всё это, не надо было слушать разных "знатоков" :( Единственный перевал, оказавшийся выше, чем мы проезжали - Ласпи, но и то ненамного - 360 метров.

Вот поворот на Балаклаву, в теньке остановки собираем велики. Здесь, на востоке, кидается в глаза равнинная местность. Серёга ведёт в гостиницу, он уже здесь бывал. Местность вокруг крайне угнетающая и некурортная: рельсы, вагоны, высокие бетонные заборы, бесчисленные яхты и корабли, дробильный завод, добывающий щебень. Видя всю эту "красоту", предлагаю Серёге не бронировать гостиницу на все оставшиеся дни, взять на день, но он непреклонен, Юрка опять меня не поддерживает, приходится подчиниться. Более того, нам ставят условие, что велосипеды наши поставят на задний двор и, чтоб мы часто не беспокоили хозяев по их поводу. Это самое дорогое жильё из всего, в котором нам довелось пожить - 200 гривен с носа.

Вот она, Балаклава :)

Купаться негде, да и неохота, мне всё нездоровится, траванулся я капитально. В номере шум камнедробилки почти не слышен, зато под нами курилка официанток от бара. Весь оставшийся день провалялся в номере, только вечером сходил в магазин за водой, ближайший, в полутора километрах. Там хоть какой-то парк, не то что наш индастриал, зря мы поселились в таком месте. Юрка с Серёгой всё-таки находят какое-то место для купания.

Итого: 16 км, средняя 6,5.

День 12. Балаклава. 26 августа.

С утра мне совсем не лучше, заказываю Юрке Иммодиум, потом идём в то место, ради чего приехали сюда - музей подводных лодок.

Как оказывается, в музее нет ни одной подводной лодки, одни макеты. Это ремонтный завод для небольших и средних дизель-электрических подлодок, большие сюда не помещаются.

Представляет собой полукруг, под 60 метровой горой, говорят завод мог бы выжить даже при прямом попадании атомной бомбы. Выглядит как недостроенное метро, интересно только послушать гида про порядки советского союза.

Да, секретность, царившая в штольне была на высоте :)

Лодки, судя по макетам, состоят на 1/3 из аккумуляторов. Интересная система контроля велась за работами. Каждый офицер (солдат на объекте такой важности, не было) должен был во время работ проговаривать вслух то, что он делал. Писарь, сидевший рядом, всё записывал, и подавал журналы на стол начальнику для контроля.

 

Торпеды подавали на тележках, ездящих по рельсам.

Почти все надписи выполнены по-хохляцки, везде восхваляются вооружённые силы Украины, чувствуется рука Ющенко :) Хочется воскликнуть: "Что ж вы тогда так легко потеряли статус ядерной державы, ребята!?"

Масштабы проделанного впечатляют, жалко что в наше время штольня не востребована.

В гостинице нахожу 2 сети вай-фай, от харчевни и от отеля. Обе пускают без пароля, но интернет ни через одну не работает. Администрации отеля и харчевни совершенно не в курсе про их же собственный вай-фай :) На обеде пытаюсь взбодрить желудок куриным бульоном со стопкой водки, но всё бестолку - становится только хуже.

Место хоть и малоприятное, но купаться-то хочется :) Серёга ведёт нас к катеркам, возящим людей на нормальные пляжи. Обходим залив. Стоимость доброски до Серебряного пляжа всего 10 гривен. Катерок небольшой, ждём ещё пассажиров. Все усаживаются по одному борту, там тенёк. Вдоль берега гуляет молодая, колоритная парочка - по 3 подбородка у каждого. Как они нашли друг друга? Не иначе жена что-то такое готовит, что так раздобрели на её харчах. Владелец катера, увидев их намерение шагнуть на катер, просит рассесться равномерно, если новенькие сядут в тенёк, катерок, не ровен час, может и опрокинуться :)

До пляжа минут 10 ходу, как только выплываем из Балаклавской бухты, индустриальные пейзажи сменяются на  красивые виды.

Подплываем - пляж суперский, народу немного. Юрка уходит переодеваться и куда-то пропадает. Мы с Серёгой уже даже начинаем волноваться, да и времени до последнего катера остаётся не так много.

Каждые полчаса можно уплыть на большом корабле, вмещающем больше сотни пассажиров, он заходит ещё и на золотые пляжи, которые из больших камней. Решаем что поплывём на большом, посмотрим окрестности. Юрка появляется аж через 4 часа, солнце уже низко, оказывается он плавал на золотые пляжи своим ходом. Говорит, туда плылось крайне трудно, а обратно легко, сносило течением.

Вот, подходит последний корабль, нам на него. Отплываем, вокруг красотища, жалеем с Серёгой что не взяли камеры и фотики, зато купались все вместе не боясь за вещи. Серёга интересуется у девочки про мыс Фиолент, как туда добраться без экскурсии. Оказывается, по расписанию, туда ходит такой же корабль и стоит всего 15 гривен. Такая поездка нам очень нравится, жить можно и в неприглядном месте, ведь совсем необязательно купаться где живёшь. Девочка рассказывает про Евпаторию, говорит там ещё хуже: мелко, толпы народа и сплошные водоросли. Говорит Балаклава - рай, по сравнению с Евпаторией :)

Корабль привозит на другой берег залива от нашей гостиницы. Обходя залив, смотрим расписание кораблей на Фиолент. Жизнь, на другом берегу залива, кипит больше, чем на нашем, даже немного смахивает на курортную набережную. Вроде у меня просыпается аппетит, предлагаю купить пиццу - все хотят поесть нормально, в кафе. Покупаю кваса и пиццы, возвращаюсь сквозь бетонные катакомбы один.

Дома валимся на кровати, Юрка идёт ужинать один, я перекусываю половинкой пиццы и понимаю, что наедаюсь - выздороветь никак не получается.

Всю ночь под окнами бухают работники кафе, только под утро настаёт тишина.

Итого: 0 км.

День 13. Балаклава. 27 августа.

С утра аппетит у меня так и не появляется, что это за заразу такую я выпил из родника!? :) Решаю, что если и сегодня не будет улучшений, начну пить антибиотики. Без жизни на природе становится тоскливо, Серёга уже начинает учить как правильно закрывать крышку унитаза.

Беру остатки пиццы с собой и, на этот раз, видеокамеру. Идём вокруг залива на корабль, по дороге заглядываем в магазин, целый день мы будем вдали от еды и питья. Покупаю только кваса. Юрка с Серёгой тоже берут каких-то печенюшек. Пишу это сейчас и удивляюсь: почему о еде, на отдыхе, совсем не думаешь!? Ладно, я болел тогда, но мы ведь совсем не переживали, что можем остаться голодными весь день! Хотя плавали по 3 километра ежедневно, крутили педали. А на работе, вообще сидишь обездвиженный, а только и думаешь, что о еде. Удивительно устроен человек!

Залезая на корабль, обнаруживаем нашу вчерашнюю знакомую.

Выплывая из Балаклавского залива открываются черноморские красоты

Откуда-то взявшиеся "Японцы" притулились в скалах :)

Плыть минут 20, у мыса Фиолент действительно здорово: большой камень в море, метров 200 от берега, обрывистый берег, а сверху монастырь, к нему с пляжа идёт лестница.

Подплываем, народу уже побольше, чем вчера, на Серебряных пляжах. Везде валяются подозрительные камешки, размером с голову, скалы явно осыпаются. Ищем место, чтоб не изжариться в полдень, наша новая знакомая решает тусить с нами, у неё тоже фотик, который нужно охранять. Чем больше народу, тем легче выбирать охранника :) Ложимся рядом с платным грибком, но бесплатно. "Солнце светит сбоку - тень тоже сбоку, а платная территория только под самим грибком" - рассуждаем мы :)

Сторожевики охраняют подходы к Севастополю

Мы с Юркой сразу решаем, что надо попытаться доплыть до мыса Фиолент. Но там стоят на рейде несколько военных кораблей. "Ну не стрелять же будут в ничём не повинных ротозеев в плавках" - рассуждаем мы :) Странно, упадок сил действует как-то избирательно, если от ходьбы и езды на велике сильно утомляюсь, то плывётся совсем легко. Очередной, отходящий, туристический корабль чуть не давит нас, приходится поднапрячься, чтоб не попасть под лопасти гребных винтов. Подплываем близко к кораблям, до мыса ещё далековато, принимаем решение развернуться и сплавать на камень с крестом. Как-то в Сочи, также приблизившись к военным пограничным кораблям, нам начали что-то сигнализировать прожекторами. Шутки с военными могут закончиться невесело :)

На камень забраться совсем легко, величина креста впечатляет. В одном месте явно намята дорожка для разбега и прыжка. Долго думаем с Юркой прыгать или не прыгать, высоту очень трудно прикинуть, мне кажется метров 18, Юрка говорит, что выше 9-тиэтажки (27м). За время пока гуляем по камню, ни одного желающего прыгнуть не было.

Спрашиваем у других: "прыгают ли тут?" Отвечают: "Прыгают, но только самоубийцы :)"

Обплываем камень вокруг, меряем глубины - в 2,5 метрах от камня глубина метров 5, прыгая с такой высоты или даже просто шагнув - долетишь. Ещё одна проблема: сверху довольно крутой разбег, бежать по такому наклону можно свободно, но уже передумать, затормозить, не прыгая, никак не получится :) Другое дело что разбег с уклоном всего метра 3. Короче, первыми прыгать не захотели, а могли бы :( Были б с нами Бобры - точно прыгнули б :)

Справа от нашего пляжа небольшой ровный кусок берега, окружённый скалами - плывём туда. Там тусуются несколько нудистов, ловят крабов. Чтоб не смущать народ, тоже снимаем плавки :) Пока отдыхаем со скал срываются несколько камешков размером с теннисный шарик, падая рядом с нами. А вдруг оторвётся камешек побольше? Решаем не испытывать судьбу, возвращаемся на наш пляж.

Солнце в зените, но у нас козырное место с теньком. Я ложусь вздремнуть, Юрка заводит с девочкой высокие разговоры о развитии цивилизаций, об обществе потребления. Он утверждает, что ренессанс нашей цивилизации закончен, новые Моцарты уже никогда не появятся, т.к. Моцартами не рождаются, а они получаются в подходящем для этого обществе. В нашем обществе процветают дельцы, такая среда способствует появлению глупого, но умеющего крутиться, народа. Говорит, что расцвет земной цивилизации пришёлся на XVIII-IXX вв. Так и засыпаю под разговоры о земной эволюции :)

Просыпаюсь, девочка рассказывает о своей работе, она крутит деньги на бирже. Причём не свои :) Интересно, кто доверит ей свои кровные, ради мистического заработка?! :) Только что она утверждала, что относится негативно к обществу потребления, тем не менее восхваляет свою "работу". Мы с Юркой с ней не соглашаемся, считаем, что этим можно заниматься, но только не как основной род деятельности, уж очень нестабильны дела при торговле на бирже. Тем не менее, как только случились пожары в подмосковье и появился смог, она тут же свалила из Москвы в солнечный Крым, продолжая работу через мобилу и ноутбук. Работающим "на дядю" такого не дано..

Серёга говорит, что какая-то расфуфыренная яхта попыталась подойти к мысу, тут же зашевелился один из сторожевиков, поводя пушками и показывая кто здесь хозяин. Яхта в момент передумала о своём манёвре ;)

Вокруг бегает маленький прикольный бобик, гавкая на что-то в небе. Через некоторое время обнаруживаем, что над нами летают парапланеристы.

Парапланеристы, на которых лает бобик :)

Под грибками расположилась парочка с Украины, которая нам рассказывает о Януковиче и о том, что восточная и западная Украина как кошка с собакой. Например человека, приехавшего с Донецка в упор не будут замечать продавщицы в магазинах, угадывая по акценту. Русским вообще не советуют ездить. Не знаю, не бывали, думаю ерунда все эти байки. Везде есть хорошие люди, в Москве уж явно с этим делом хуже :) Но Януковичу или следующему Украину не удержать :(

Солнце движется к закату, купаемся наверное в последний раз, завтра уже на поезд. По пути обратно Серёга хочет заснять красивый закат на фоне гор, но отплываем поздновато и мыс загораживает солнце.

Вот и наш портовый берег,  гостиница. По дороге домой замечаем интересную вывеску:) Интересно, что имели ввиду повесившие её? :)

Завтра едем в Севастополь.

Итого: 0 км.

День 14. Севастополь. 28 августа.

Поезд у нас только в 5 вечера, выезжаем утром, чтоб полюбоваться нашим флотом. Мне совсем не лучше, наконец решаюсь на антибиотики. Выливаем воду из велорюкзаков, скопившуюся от последнего ливня, Юрка подкачивает колесо, в очередной раз, клеить дырку не хочет, стартуем.

Прощай Балаклава ! :)

 Выбираем западную дорогу, ближе к морю и с меньшим трафиком. Местность почти равнинная и моря совсем не видно. Севастополь - громаднейший город, пожалуй самый большой из всех что мы тут видели. Опять совершенно некурортный, с широкими улицами и светофорами. Юрка закупается фруктами, ищем кафе, движемся к вокзалу, GPS нам в этом помогает, ведя нас по центральным улицам. Так и проскакиваем весь город насквозь, оказываясь у вокзала. Кафешек вообще не видно и народ о них ничего не знает. Идём в привокзальную. Сидим за столиком 10 минут - никто не подходит, приходится пересаживаться в соседнюю - курортные места кончились, видно сразу. Пока отстёгиваем велики привязывается культурный бомж. Получив на выпивку и узнав, что мы из Москвы, рассказывает, что у него там служит сын, а сам он - бывший моряк и очень интересуется нашим флотом в Севастополе. Про войну 08.08.08 рассказывает: "Ребят, это враньё как нам показывали её по телевизору! В то время, когда Ющенко вещал, что Черноморский флот не пустит в гавани Севастополя, крейсер "Москва", на полном ходу возвращался от берегов Грузии, потратив весь боезапас. 2 жалких хохляцких сторожевика, стоящих на входе в гавань, даже не дёрнулись с места, когда видели это, понимая правоту силы. Наш крейсер загрузил торпеды и снова умчался к берегам Грузии, совершенно не обращая внимания на потрясания кулаком Ющенко :)". Ещё он добавил: "Как-то курил я рядом с училищем морфлота, рядом со мной курсантики с ленточками, все из себя важные и крутые, твердили "Украинский флот..., Украинский флот...", подошёл я к ним и спросил: "А где ваш "Украинский флот", всё ж сгнило и на металлолом перепилили?" Ребята заткнулись и не дали по лицу только лишь по возрастной причине. Ответить им было нечего...".

Времени ещё много - едем смотреть флот, по берегу много училищ, надписи все на русском.

 

 

Вот и жаркий поезд. Грузимся, паспорта никто не проверяет как мы и ожидали. В поезде люди сразу начинают интересоваться, как мы достали билеты. Оказывается все покупали утром, за 45 суток. Всё-таки надо ехать, не планируя конечную точку, а возвращаться из Симферополя, автобусы туда ходят откуда угодно. Левомецитин действует после первой же таблетки, зря я столько мучился. Но т.к. это антибиотик, придётся допивать 5 дней. В поезде практически все отдыхающие и отдыхали именно в Севастополе, очень странные люди, курортные места на порядок лучше.

 

День 15. Вокзал. 29 августа.

Москва встречает нас холодным дождём. Пока скручиваем велики сильно промерзаем.

У Юрки какая-то беда с велосипедом, я дожидаюсь, Серёга куда-то спешит и уезжает, хотя нам по пути, на Ярославский вокзал. По Садовому приходится прыгать по бордюрам, по дороге ехать страшно. Юрка тоже добирается без метро.

Выводы:

1. На корабли в Крыму никакой надежды нет даже в сезон. Нужно всегда учитывать, что скорее всего рейс отменится. (Впрочем в благополучных европах ситуация аналогична :) )

2. Воды надо брать из расчёта 1л/200 м высоты. В Крыму с ней легче чем в Хорватии, купить её можно каждые 10 км или чаще.

3. Горы в Крыму намного ниже, чем в Хорватии или Черногории, по крайней мере вблизи берега. Другие же отчёты рассказывают о высоких перевалах, не верьте.

4. Балаклава и Севастополь - совсем некурортные места, ради музея подводных лодок туда ехать не стоит.

5. В целом Крым - очень перенаселённое место летом. На пляжах, в крупных городах, ощущаешь себя никуда не уехавшим, как на Красной площади. Европа - в этом смысле лучше и там вполне можно обходиться без асфальта. В Крыму же, часто, никуда не денешься - ехать приходится по автомагистрали. Эти 2 момента расстраивали.