Отчеты

Поход в Хибины. август 2001

Отчет написан без соблюдения каких либо правил русского языка. Но при этом использовалась исключительно цензурная лексика.

Для начала скажу ,тем кто не знал, что Хибины это горный массив находящийся около города Кировск на Кольском полуострове. Климат там довольно-таки суровый. Средняя температура в августе днем +15, ночью +5. Иногда сильно достают комары. Практически ежедневно идут дожди и дуют сильные ветры.
Учасники нашего похода: Дятлов М.В. (МВД) - командир
Богданов ЕБэ (Богдан) -завхоз;
Мортынов И.(Monk) -вечный дежурный;
Яковлев И.(Obi-Van) -это Я;
Линник А. (Алька)- Не путать с Линником Д.
Личманов А.(96)- Леха
Марика и Ольга.
Еще добавлю что весь поход все жутко голодали, ели даже крошки сухарей подобранные с земли.

ДЕНЬ 0. (5 августа 2001)
Приехали на вокзал Апатит в 9-10, закупили продуктов в городе и начали их упаковывать, как раз в это время подьехал Алька (он добирался до Апатит автостопом). Сели на автобус и доехали до деревни Кукисвучор, откуда нам и следовало начинать поход. По пути разбили бутылку водки. Лопарского перевала так и не нашли, Леха упал на камень и сломал 2 передних зуба. Решили спать на краю деревни. Была уже ночь, между домов мы стали ставить палатки. Из окна нас увидел мужик и предложил переночевать у себя в квартире. Мы випили у него за столом пузырек водки, некоторые еще и помылись и поели и потом все легли спать.

ДЕНЬ 1.
Проснулись в 9 часов и уже через пол часа пошли по дороге вверх к перевалу Ворткевлайф. Километра 4 шли по дороге вдоль карьеров а дальше уже цивилизация кончалась. Перевал был некотегорийным, но идти на него было сложно изза тяжелых рюкзаков. Спустились, пообедали и пошли по лесу вдоль реки Тульйок. Богдан постоянно убегал вперед и однажды мы его потеряли. На поиски потратили 2 часа и нашли только тогда когда он вернулся обратно. Пошли дальше по тропинке и вскоре потеряли ее. Пришлось пробираться сквозь лесную гущщу. Дальше, поворачивая постоянно к югу, взобрались на метров 70 вверх по склону и пошли траверсом паралельно реке. Перевал Щель найти никак не могли но предпологали что до него еще далеко.Заночевали около ручья впадающего в Тульйок. Искупнулись в водопаде, который был чуть ниже по течению.

ДЕНЬ 2.
Проснулись около 9-30. На карте определили место ночевки неправельно изза этого часа 2 ходили траверсом туда обратно искали перевал Щель. Только к 17 часам подошли под него и там же заночевали.

ДЕНЬ 3.
Проснулись в 10 часов. Марика чувствовала себя неважно, да и погода была дождливой и поэтому решили в этот день никуда не идти. Только к вечеру полазили по соседней скале, Алька мне демонстрировал приемы лазанья с ледорубом.

ДЕНЬ 4.
На этот день было запланировано два перевала. Перевал Щель юыл категориии 1б и поэтому перед выходом Миша прочел нам краткую лекцию по горному туризму. Так как вечером мы хотели возвратиться в тоже место, то оставили все вещи на месте ночлега и пошли на перевал налегке. Перевал оказался совсем несложным ни на спуске ни на подьеме. На вершине поели мороженного из снега и сгущенки. Погода была солнечной. Обеденный перекус мы сделали на берегу озера. Часов в 18 пошли к перевалу Зап. Эвеслогчор по крутому берегу ручья. К вершине перевала подошли не снизу, а траверсом по склону горы. Сошли вниз по ручью как и написано в описании.

ДЕНЬ 5.
Проснулись около 9. Ели и собирались очень долго и вышли пожже 13 часов. Шли в очень быстром темпе и к 14 мы уже были около леса долины Тульок. Тут начался очень сильный дождь. Поначалу пытались укрыться под разной непромокаемой одеждой, но спустя час поняли , что это бесполезно. Богдан с самого начала разделся до трусов. На пути встретили ручей. Марика с Монком сразу перешли его вброд, потомучто обувь была уже мокрой. Все остальные разными путями переправились не моча ноги. Когда подошли ко второму ручью всем уже было пофигу на мокроту. Миша скомандовал "БРОД" и мы последовали за ним. Спустя гдето час мы подошли и к самой реке Тулйок. Богдан понял, что пора одеться потомучто он весь замерз. Через реку переходили уже по пояс в воде. Дождь лил практически беспрерывно и кончился гдето около 18. Как раз мы подошли к месту хорошей стоянки. Там и заночевали. Это был трудный день но изза быстрого темпа мы прошли за 5 часов около 25 км.

ДЕНЬ 6.
Проснулись около 10. Погода была переменной, но дождь не шел. Богдан сказал чтоб мы подождали до обеда т. к. у него кружилась голова. Но и после обеда никуда так и не пошли. К вечеру Миха, Монк, Марика и Ольга отправились в деревню Кукисвумчор чтобы отьесться и прикупить сладостей. Монк от переедания даже блеванул по пути =). Вернулись они пожже 2ух ночи и некоторые так и не спали до самого утра.

ДЕНЬ 7.
Проснулись в 8 часов когда Монк уже сготовил завтрак. Все не выспались, но решили, что лучше побольше пройти. В 10 часов уже вышли. Примерно через час лес кончился и начались густые высокие кусты, которые постоянно зацеплялись за рюкзак.Подход к перевалу Безымянный был сложный из за холмистой местности. Этот перевал имеет имеет категорию 1-б. На его склоне мелкая сыпуха и снежники. В 14-30 мы были на вершине. Спустились к реке Вудьяврйок и быстрым шагом пошли по дороге против течения. Погода ухудшилась и пошел дождь. Иногда мы накрывались пленкой от деждя. На пути часто встречались машины. Мы планировали перевалить хребет Пачвумчорр в низком месте, которое мы нашли на карте. Гтето в 21-30 мы дошли до озер и поняли , что пропустили это место. Решили сделать стоянку прямо в конце озера, на месте бывшего перевала Кукисвумчорр. Как только Монк начал готовить ужин подул сильный ветер и пошел ливень. Все разбежались по палаткам, а Монк всетаки доварил ужин и естесственно весь замерз и промок. А когда дождь притих я как офицант разносил еду по палаткам.

ДЕНЬ 8.
Проснулись в 10 часов. На улице была плохая облачная погода, но ветра не было. Решили не собирать палатки и дождаться улучшения. Оставаться здесь еще одну ночь никто не собирался потомучто место было грязным и людным. Было три варианта дальнейшего пути: 1) идти дальше по дороге и через 15 км свернуть налево прямо к перевалу Крестовому; 2) возвратиться назад и обойти гору с другой стороны км 20; 3) найти невидимый перевал и перевалить через хребет Пачвумчорр. На общем совещании решили пойти по 3ему варианту. Вышли только в 18 часов. Место нашего перевала нашли быстро, пройдя км 2 назад. Поднялись на перевал в 21-10, сложили свой тур из камней и написали записку. Назвали этот перевал Невидимым и оценили его в 1-а. Спустились к реке Пуачйок и км 2 прошли вдоль нее. Моросил дождь. Мы поели и легли спать.

ДЕНЬ 9.
Все встали в 10 часов. Довольно сильно моросил дождь. Ночью проплавилась плассмассовая бутылка с бензином, поэтому срок действия примуса резко ограничился. Поели и вышли только в 13 часов. К пер. Рамзай. Впереди услышали звуки камнепада и далее решили идти не останавливаясь. Погода была отвратительной, дул холодный ветер и шел дождь. Через час уже спустились к реке малая Белая. Когда подходили к пер. Зап.Петрелиус дождь закончился. Перевал имеет категорию 1-а. Небольшая сыпуха и на вершине очень крупные камни. Когда спустились вниз було уже пожже 18 и мы нашли место стоянки и заночевали.

ДЕНЬ 10.

Проснулись пожже 10. Погода была солнечная, но облачная. Вышли только в 15 часов и уже через 3 часа были у перевала Крестовый.Чуть было не спутали его с другим перевалом так как его фотографию потеряли. Перевал имеет категорию 1-б на подьеме средняя и крупная сыпуха.В 19-30 вошли на вершину. С этим перевалом были связаны большие надежды на его сложность и мы поспешно разочаровались. Все небо затянуло облаками, но дождь не шел. Спуск ожидали простым и быстрым, как написано в описании, но мы ошиблись. Склон разделялся на 2 колуара из довольно крутых ступеней. Одна группа пошла по правому, другая- по левому. Слезать было достаточно сложно.Дальше мы все встретились и пошли отклоняясь влево а не вправо, как сказано в описании. Постоянно заходя в тупики, всетаки спустились вниз. Шли все время с элементами скалолазанья.В итоге на спуск вниз у нас ушло 3 часа ! Поняли, что еслибы мы пошли направо то былобы гораздо легче.Под лучи красного заката дошли до ручья еще км 3. Примус сломался и изза этого ужин был холодным. Поставили одну палатку на камнях и четверо спали в ней, все остальные - на улице под пленкой. Погода была замечательной. Дождя ночью не было.

ДЕНЬ 11.

Проснулись в 8-30. Сьели банку сгущенки и вышли в 10-50. Уже через 30 мин мы были у перевала Ферсмана.Пер. имеет категорию 1-б. До половины подьема шли по крупной сыпухе, потом опять дорога пошла с элементами скалолазания. Паралельно нам с верху спускалась другая группа, используя веревки. Здесь подьем занял полтора часа. Дул сильный ветер, небо было затянуто облаками. Спуск у нас занял 15-20 минут.Через час мы дошли до перевала Восточный Арсеньева. Он был некатегорийным. Поднимаясь вверх было сложно изза общей физической усталости. На вершине встретили какихто походников. Был туман и моросил дождь. Спуск вниз по средней сыпухе был сложен изза его крутизны. В конце спускались бегом. Дальше, как и было запланировано, мы подошли к последнему перевалу нашего похода Западный Арсеньев. Погода здесь по традиции была хреновой: дул ветер и иногда моросил дождь. Перевал имеет категорию 1-а. Очень долго поднимались по очень мелкой сыпухе. В 19-40 всетаки взобрались на вершину. Всем хотелось есть и отдыхать. И решили что дальше каждый пойдет своим темпом. Стоянку сделали там где были деревья. Еды оставалось много и поэтому каждый мог есть неограниченно.

ДЕНЬ 12. (17 августа 2001)
Проснулись гдето около 11. На сегодня нам предстояло пройти км 20 до деревни Хибины и уехать на электричке до Апатит. Вышли в 14 часов. Боясь опоздать на электричку, шли быстро но постоянно плутали. Вышли на дорогу с двумя колеями от машин. Перешли вброд речку Малая Белая. Мочить обувь никому не хотелось поэтому ботинки сняли. Затем часа 3 шли по лесу никуда не сворачивая с дороги. По пути попадались фантаны на подводных ручьях. К 18 часам мы пришли в деревню. Дождавшись электрики , приехали в Апатиты. Алька, Леха, Богдан и Марика решили ехать домой автостопом, все остальные на поезде.Нам с Монком надо было спешить домой так как на следущий день еще предстояла поездка а-стопом на юг.